Старинная монета

Монеты России и СССР, старые, редкие и современные монеты разных стран

Составление планов на предприятии

Старинная монета > Разное > Составление планов на предприятии

Результаты выполненных в процессе планирования планово-контрольных расчетов принято сводить в плановые и плановоотчетные документы, которые создают целостную картину предполагаемого и реального развития предприятия в плановом периоде:

пятилетнем (трех- или двухлетнем) с распределением первого года по кварталам или месяцами с нарастающим итогом. Как правило, общий план предприятия готовят в виде таблиц. Данные таблиц могут быть проиллюстрированы графиками и комментариями. Целесообразным является включение в состав разделов также краткого резюме – общие положения. Аналогично в структуре плана обычно отчитываются о его выполнении, в котором выявляют отклонения от запланированных показателей развития, дают их оценку. Структура и содержание плана нормированы внутренними инструкциями и другими документами.

Одновременно почти для каждого вида экономической деятельности традиционно сложившиеся комплексы основных показателей с устоявшейся методикой их расчета. Ранее для отечественных предприятий было обязательным соблюдать типовых положений для разработки так называемого «техпромфинплана» – плана экономического и социального развития предприятия. С переходом к рыночным условиям хозяйствования исчезла потребность в несколько заформализованой подготовке плановых документов прежде всего для утверждения их в высших отраслевых инстанциях.

Однако значение плана как инструмента управления предприятием не уменьшилось, более того, возросли требования к повышению оперативности и качества выполнения расчетов, гибкости планов и т.д.. Сейчас большинство планово-отчетных расчетов осуществляют в автоматизированном режиме с привлечением специальных компьютерных программ и их комплексов. Повышение степени неопределенности условий хозяйствования, как уже отмечалось, не снимает с повестки дня необходимость разработки общего плана как документа, а лишь в определенной степени модифицирует его структуру и содержание – от развернутого и детализированного до краткого и агрегированного.

Для крупных предприятий, которые чувствуют себя уверенно на рынках своих продуктов и имеют разветвленную организационную структуру, построенную по функциональному принципу, разработка общего плана является наиболее важным, одновременно сложным и в аспекте наглядности – образцовым.

Для малых и средних предприятий с несложной организационной структурой и значительно уменьшенным количеством управленческих уровней – составление планов существенно не меняется, хотя содержательное наполнение комплексов планово-контрольных расчетов может значительно упроститься. Этому способствует сравнительно меньший масштаб деятельности, суженный ассортимент, численность персонала и т.д. Следовательно, его стратегические цели могут иметь слишком недалекие временные горизонты, а стратегическое планирование мало чем отличаться от тактического.