Старинная монета

Монеты России и СССР, старые, редкие и современные монеты разных стран

Потери и сохранившиеся тайны древних ремесел

> Разное > Потери и сохранившиеся тайны древних ремесел

В огромном ворохе всего, что узнаем и приобретаем, мы как-то не замечаем, не задумываемся о том, что теряем и забываем…

…Вот изящный лавролистный кремневый наконечник стрелы. Осторожно скалывали с грубой заготовки мельчайшие чешуйки камня, чтобы придать ей законченную форму. Во времена палеолита это умел делать каждый охотник. Сегодня из трех миллиардов живущих на земле людей этого не умеет никто. Последний из умевших, индеец Иши из племени яна, умер в 1916 году.

Впрочем, кому нужны сегодня кремневые наконечники? Но вот рядом со стрелой – золотые серьги из скифского кургана. Зернью – мельчайшими капельками расплавленного металла, видными только в сильную лупу, – нанес на них узоры древний мастер. Изготовители современной сверхминиатюрной аппаратуры дорого дали бы за то, чтобы узнать, как он это сделал. Самая лучшая современная техника не в состоянии наплавить такие мелкие шарики металла, сохраняя их форму, да так, чтобы они не слились боками.

Есть страны, где, как старинные монеты в дедовской копилке, в изобилии собрались за века секреты древних ремесел. Одна из них – Япония. В силу благоприятных исторических обстоятельств (среди них не последнее место занимает то, что островная страна защищена была от разорительных иноземных вторжений, и то, что здесь веками встречались и сливались разные культуры) прикладное художественное творчество достигло в средневековой Японки исключительного расцвета.

Многие ремесла утеряли в наши дни практическое значение, и требуются специальные меры, чтобы уберечь их от исчезновения и вырождения. Формула «взят на учет и охраняется государством как ценный памятник культуры» по японскому законодательству по охране национального культурного достояния применяется не только к старинным дворцам и храмам, но и к целым производствам и даже к отдельным мастерам и мастерским. В числе их и одна из немногих оставшихся в стране мастерская знаменитых самурайских мечей. Вот бы неплохо отпраздновать свадьбу в таком стиле, а то многие даже и не знают где провести свадьбу, а ведь идей масса, нужно только пофантазировать.

В сувенирных и антикварных магазинах больших японских городов можно увидеть рекламу, написанную на английском языке и, следовательно, адресованную иностранцам, с приглашением купить непревзойденные японские клинки. В далекое прошлое ушли времена, когда под страхом смертной казни запрещалось вывозить из страны мечи. Запрет этот обосновывался мистически: меч с древнейших времен был священной для японца вещью, в нем воплощалось достоинство самурая, унаследованное от предков. Но у запрета были и более прозаические причины: любой феодальный правитель хотел, чтобы его воины вооружены были лучше соседских, а японские клинки действительно были лучшими на всем Востоке. Несмотря на запреты, их все же вывозили – контрабандой, с опасностью для жизни, – и оттого цена неимоверно вырастала.

Те мечи, которые можно видеть на нынешних витринах, конечно, не подлинные старинные клинки, мало кому доступные по цене. Это клинки современного производства, но сделаны они скрупулезно, по древним правилам и не уступают старинным поистине чудесными свойствами своей стали.

Япония бедна рудами металлов, и железо здесь исстари выплавляли не из обычной железной руды, а из железистых песков россыпных месторождений. Процесс изготовления был крайне трудоемкий, и цена готовых изделий очень возрастала.